Выступление генерального секретаря Всемирного совета исламских ученых, заместителя Президента Европейского совета по фетвам и исследованиям доктора Али аль-Карадаги на Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» (Москва, 25-26 мая 2012 г.)
….Мы не должны игнорировать внешние факторы этих проблем. Говоря о них, я имею в виду колониализм, агрессивную политику некоторых держав и угнетение со стороны захватчиков, несправедливость Америки в нашей первой беде – вопросе о Палестине, то, как обращаются захватчики с нашей молодежью и с другими нашими гражданами, с нашей религией и вероубеждением. Все эти факторы должны учитываться. О них нельзя забывать, если мы действительно хотим эффективно противодействовать росту радикальных настроений.
Также, мои дорогие братье, мы должны упомянуть про несправедливые правительства, основанные на диктатуре, и не дающие никаких свобод своим народам. Это еще одна из главных причин усиления угрозы безопасности…
http://islam-wasatiya.ru/index.php?id=70
Абдулла бин Байя: «Разумные люди всех стран, объединяйтесь!»
Выступление заместителя председателя Всемирного совета исламских ученых шейха Абдуллы бин Байя на Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» (Москва, 25-26 мая 2012 г.)
…Прежде всего, мы прибыли сюда по зову религии и совести, чтобы помочь нашим братьям, угнетаемым и угнетающим. Пророка (мир ему) как-то спросили: «Мы понимаем, что нужно помочь угнетенному, но как можно помочь тому, кто является угнетателем?» И он сказал: «Удержи его от угнетения! Это и будет помощью ему!» Поэтому мы и пришли, чтобы помочь всем нашим братьям.
Мы здесь, чтобы помочь и тем, кто находится на срединном пути, и тем, кто впадает в крайности. Потому что мы, ученые, как пожарники, мы – те, кто тушит огонь. Это наша обязанность. Каждый раз, когда где-либо полыхает огонь, улемы поднимаются и бегут туда, чтобы его тушить. Как сказано, «кто увидит плохое, порицаемое – пусть изменит это своей рукой, не сможет – то языком, не сможет языком, тогда осудит сердцем». В одной из цепочек передач этого хадиса сказано: «Что если человек не осудит хотя бы сердцем, то в нем нет веры даже на вес зернышка». И мы будем стараться изменить дело к лучшему нашими языками, раз уж мы не можем исправить негативное своими руками…
http://islam-wasatiya.ru/index.php?id=64
Адель аль-Фалях: Россия прошла особый период в своей истории
Выступление доктора Аделя Абдуллы аль-Фаляха, первого заместителя министра по делам ислама и вакфов Кувейта, руководителя Международного центра Аль-Васатыйя на Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» (Москва, 25-26 мая 2012 г.).
… В российском обществе нет неприязни и враждебности по отношению к мусульманам. Они – коренные граждане, вклад которых в общенациональное развитие очень значителен. Ценности Ислама уважают немусульмане, потому что знают, что те оказывают благотворное воздействие на культурную, социальную, научную, экономическую и политическую жизнь. Когда все люди уважают друг друга, это добавляет силы всему обществу.
Мусульманская культура глубоко интегрирована в общероссийскую культуру. В русском искусстве встречаются мусульманские сюжеты, например, у Толстого или Пушкина. В их книгах можно встретить Ислам и его последователей. А эти имена представляют собой вершину культуры и искусства наших русских братьев. В трудах же российских востоковедов не найдешь критики ислама, как такового, в то время как среди западных востоковедов редко бывают такие, кто бы хорошо отзывался о нем…
http://islam-wasatiya.ru/index.php?id=72
Есть множество хадисов, в которых сообщается о появлении еретической секты, которая будет истреблять единобожников, оставляя невредимыми язычников. Некоторые пытались трактовать эти хадисы и говорили, что это все жители ан-Нахарвана, выступившие против Али. Я же на основе анализа пришел к выводу, что эти хадисы не относятся ни к одной из сторон политического конфликта, среди которых были уважаемые сахабы. Итак, это не относится ни к жителям ан-Нахарвана, ни к войску Айши, ни к вой-ску Муавии. Почему? Да потому, что в этих войсках везде были уважаемые сахабы, почему же Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) выделил сахабов и оставил без внимания различные секты? В то же время я заметил, что вышеупомянутые ложные речи распространяют представители новой, ваххабитской секты, именно они вновь и вновь тревожат кости уважаемых сподвижников. Ниже мы приводим некоторые из упомянутых хадисов: «Ближе к Судному дню появится группа лю-дей с молочными зубами, глупыми идеями, произносящих лучшие речи, однако они будут покидать Ислам так же быстро, как покидает стрела тетиву лука, их вера не поднимется выше горла. Если вы их встретите, то непременно убейте, тот, кто убьет их, получит награду от Аллаха в Судный день» (передал аль-Бухари). От Абу Саида аль-Худри передается, что Про-рок (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «На вос-токе появятся люди, которые будут читать Ко-ран, однако он не преступает границ их горла. Эти люди будут покидать религию, так же как покидает стрела тетиву лука, после чего они не вернутся в религию, пока стрела не вернется обратно к тетиве». У Пророка (саллялЛаху алейхи ва саллям) спросили: «Каковы же отли-чительные качества этих людей?» он ответил: «Их отличием будет бритье» (передал ал-Бухари) . У Муслима сказано: «Они отделятся от людей». Однажды Али (радыялЛаху анх) отправил Пророку (саллялЛаху алейхи ва саллям) золото, и Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) разделил его между Арбагатой аль-Акрагу бин Хабису аль-Ханзали аль-Муджашиги, Уяйной бин Бадр аль-Фазари, Зайдом ат-Таъи, одним из представителей племени Бану Нахбан, Галькамой бин Гуласата аль-Гамири и одним из представителей племени Бану Киляб. Узнав о его поступке, ансары и мухаджиры рассердились и сказали: «Почему он раздает золото главам недждийских племен, а не нам?» Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям), объясняя, сказал: «Я желаю, чтобы они стали ближе к нам». Через некоторое время к Пророку (саллялЛаху алейхи ва саллям) пришел человек с завистливыми глазами, блестящими щеками, выступающим лбом, густой бородой, постриженный налысо и сказал: «О Мухаммад, побойся Бога», и Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) ответил: «Кто же побоится Аллаха, если я ослушаюсь его? Он доверил мне жителей Земли, неужели вы не доверяете мне?». Кто-то из сподвижников попросил разрешения его убить, возможно, это был Халид бин Валид, но Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) запретил убивать этого человека. Когда он ушел, Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Из рода этого человека появится группа людей, которые будут читать Коран, однако он не выйдет дальше их горла, эти люди будут покидать религию так же, как стрела покидает тетиву лука. Эти люди будут убивать мусульман и оставлять в покое язычников. Если я доживу до тех времен, то непременно буду сражаться с ними и убивать так же, как были убиты адиты», в другом риваяте «самудиты». Передал ал-Бухари и другие. От Ибн Умара (радыялЛаху анх) передается, что он слышал, как Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям), повернувшись лицом на восток, сказал: «Смута придет оттуда, где появится рог сатаны». Передал Малик, аль-Бухари, Муслим, Ахмад и другие. В риваяте от Ахмада сказано: «Они выйдут с востока». «Из моей уммы выйдут люди с дурными дея-ниями, они будут читать Коран, однако он не подни-мется выше их горла». Язид сказал: «Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Вы будете считать, что ваши деяния пустяк в сравнении с их деяниями, однако они будут убивать мусульман. Поэтому если они появятся, то убивайте их, если они появятся вновь, убивайте их, если они появятся вновь, убивайте их. Как прекрасны те, кто их убивает и погибает от их рук. Каждый раз, когда будет вырастать этот рог, Аллах будет его обрубать». Эти слова Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) повторил более двадцати раз, а я стоял и слушал». Передал Ахмад. Таковы наиболее важные хадисы по этому по-воду, часть этих хадисов достоверна, а часть – нет. Ученые для этой еретической секты и всем ее пред-ставителей придумали термин «хаваридж» (хариджиты) . И если основным критерием этой секты считать их борьбу с единобожниками, которых они обвиняют в язычестве, то становится ясно, что к понятию «хариджит» можно отнести азракитов, сафритов, недждитов и всех им подобных. И очень печально, что некоторые ученые относят к ним те политические силы, на стороне которых были сподвижники и которые выступали против Али. А что касается жителей ан-Нахарвана, то ничто не свидетельствует о том, что упомянутые хадисы от-носятся к ним. Только в одном из хадисов после слов о том, что эти люди являются еретиками, сказано: «Среди них будет человек с темным цветом кожи на руках, его убьют в ан-Нахарване, Али велит отрубить ему руку и будет держать ее во время проповеди» . Следует отметить, что хадис с этим добавлени-ем содержит в себе следующие сомнительные момен-ты: Хадис в этом варианте приводится от Зи ас-Садия от Абу Саида аль-Худри и его передал только аз-Зухри, причем он ссылался на Абу Саляму. На самом же деле ни один из учеников Абу Салямы, ни Мухаммад бин Ибрахим ат-Тайими, ни аль-Асвад бин Аля, ни Мухаммад бин Амр не передают его в такой форме. Наоборот, они по-вествуют, что Абу Саляма и Гата бин Ясар, придя к Абу Саиду аль-Худри, спросили у него о харуритах и он ответил: «Я не слышал о харуритах, однако слышал, как Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «Из этой уммы выйдет…» и не упомянул добавление о человеке с черными руками. Это добавление не упоминают и другие ученики Абу Саида аль-Худри, в частности достоверные хадисы на эту тему передаются от Абу аш-Шагса Джабира ибн Зайда, Абдрахмана бин Абу Наима, Абу ас-Сыддыка ан-Наджи, Язида ал-Факира, Магбада бин Сирина и Абу Надры, но ни один из них не приводит упомянутого добавления. Что касается имама Али, то достоверные хадисы от него также передаются без упомянутого добавления. От самого Зи ас-Садии передаются риваяты этого хадиса, также без добавления, кроме того, без добавления этот хадис передают такие сподвижники, как Анас бин Малик, Абдулла бин Умар, Абдулла бин Масуд, Абу Бакрата, Абу Зарр аль-Гифари, Рафиг бин Умар аль-Гифари, Сахл бин Ханиф, Абу Амама аль-Бахли, Абдулла бин Амр бин аль-Ас, Гамир бин Василя. Что же касается риваята, передаваемого от Джабира бин Абдуллы, то в одном из звеньев цепочки после него стоит Муслим бин Макки, который был известен тем, что сам выдумывал хадисы, и искажал существующие хадисы, а следовательно, этот риваят также является недостоверным . Наши слова подтверждает тот факт, что Али к жителям ан-Нахарвана относился лучше, чем к своим противникам в Шаме, и перед своей смертью он сказал: «После моей смерти не убивайте хариджитов (повстанцев)» , если бы в его словах речь шла о настоящих хариджитах-еретиках, то получилось бы, что Али повелевает отказаться от обязательного действия, а именно истребления еретиков. На самом деле имам Али сражался с жителями ан-Нахарвана не из-за того, что они были хариджитами, а из-за того, что восстали против него. В риваяте аль-Байхакы, переданном от Абу Ваиля, брата Ибн Салямы, сказано: «Некто спросил у Али: «Как мы узнаем своих мулов в тот день, когда будем воевать с язычниками?» Али спросил: «Почему с язычниками?» Мужчина ответил: «С лицемерами?» Али ответил: «Лицемеры лишь изредка вспоминают Аллаха». Мужчина спросил: «Кто же тогда наши противники?», Али ответил: «Они повстанцы, поэтому мы и воюем с ними» . Итак, мы с вами выяснили, что жители ан-Нахарвана не являются теми, кто упомянут в хадисах Пророка (саллялЛаху алейхи ва саллям) О ком же тогда идет речь в этих хадисах? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам следует проанализировать все хадисы о хариджитах и выделить все качества, которыми их описывает Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям). Анализ хадисов о хариджитах Самыми главными качествами хариджитов, упомянутыми в этих хадисах являются:
1. Появятся в последнее время (ближе к Суд-ному дню – п.п.). Следовательно, по истечении тринадцати веков мы никак не можем утверждать, что в хадисах речь шла о жителях ан-Нахарвана. Если же мы присмотримся к периоду истории близ-кому к нам, то увидим, что действительно появилась секта, которая объявляет мусульман язычниками и заявляет о том, что их самих можно убивать, а их имущество присваивать. Представители этой секты называют мусульманских ученых мубтадиами и считают правыми только самих себя. Мы говорим о секте ваххабитов, которые с особым рвением хадисы о хариджитах относят к жителям ан-Нахарвана.
2. Эта секта выйдет тогда, когда люди разделятся на различные группы. Да, мы согласны с тем, что, когда жители ан-Нахарвана выступили против Али, среди мусульман уже был раздор, речь идет о противостоянии между Али и Муавией. Но заметьте, что в хадисе речь идет не о раздоре между мусульманами, а о раздоре между людьми вообще. Что же касается ваххабитов, то они действительно появились именно тогда, когда на нашей планете царил раздор между всеми людьми. Вспомните мировые войны, вспомните колонизацию мусульманских стран, земли которых иудеи и христиане поделили между собой. Не кажется ли вам странным и тот факт, что ваххабиты встречают в штыки любые призывы к объединению мусульманского мира.
3. Они выйдут с востока. Не вызывает сомне-ния, что в хадисе под востоком имеется в виду Неджд. В хадисе от Ибн Умара ясно сказано, что Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «О Аллах, благослови наш Шам и Йемен». Сподвижники сказали: «И наш Неджд». Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) сказал: «О Аллах, благослови наш Шам и Йемен». Сподвижники вновь сказали: «И наш Неджд». Тогда Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) ответил: «В Неджде потрясения и смуты, именно оттуда возникнет рог сатаны» ; произнеся эти слова, Пророк (саллялЛаху алейхи ва саллям) указал на восток, подтверждая, что речь идет о Неджде. И на самом деле ваххабитская секта зародилась в Неджде, более того, они призвали людей переселяться в Неджд, хотя сегодня и отрицают этот факт.
4. Они будут читать Коран, однако он не поднимется выше их горла. Выступление жителей ан-Нахарвана было вызвано желанием соблюсти предписания Корана, поскольку они были убеждены, что человек не имеет право предпочитать свои выводы, если есть священный текст по этому поводу. Они знали, что Кораном установлены наказания за воровство, восстание и прочие нарушения закона. Как видите, Коран не только поднялся выше горла жителей ан-Нахаравана, но, более того, они желали претворить заветы Корана в жизнь. Что же касается ваххабитов, то они льют крокодиловы слезы в священнейших мечетях, но в то же время клевещут на мусульман и пользуются для своих целей имуществом, принадлежащим всем мусульманам. Более подробно мы поговорим об этом ниже.
5. Они творят зло. Что же касается жителей ан-Нахарвана, то большинство их погибло, что же касается остальных, то известно, что они отличались своей праведностью, давали людям благие наставления и старались удерживать от дурного. Однажды, сподвижники спросили у Пророка (саллялЛаху алейхи ва саллям): «Какой вид джихада самый лучший?» Он ответил: «Слово истины, сказанное в лицо правителю-тирану» . Более того, многие жители ан-Нахарвана погибли, наставляя правителей-тиранов . Что же касается ваххабитов, то они старательно обвиняют мусульман в неверии и объявляют их отошедшими от Ислама. Вспомните фетву Ибн База о том, что солнце вращается вокруг земли. Так вот, мусульманин, не принявший эту фет-ву, является неверным, его кровь и имущество становятся дозволенными. Кроме того, ваххабитские книги полны различной клеветы в адрес многих известных мусульманских ученых.
6. Они будут убивать мусульман и щадить язычников. Как известно, жители ан-Нахарвана воевали против язычников, в частности один из них был военачальник Умара бин аль-Хатаба Хуркус бин Захир ас-Сагди, освободивший аль-Ахваз. Позднее жители ан-Нахарвана отказались участвовать в войнах между мусульманами, поскольку еще не успели принести присягу халифу. Что же касается ваххабитов, то их история полна случаев пролития крови простых мусульман, грабежа их имущества и пленения их жен. Они и сами признают это. История не знает таких времен, когда ваххабиты воевали против врагов Ислама.
7. Их отличием будет бритье головы, согласно риваяту Ахмада. Ибн Хаджар утверждает, что у противников Али такого качества не было . Что же касается ваххабитов, то современные ученые, и в частности мекканский шафиитский муфтий шейх Ахмад Зайни Дахлян , утверждают, что шейх Мухаммад бин Абдулваххаб повелевал всем, кто вступает в ряды его движения, брить головы, чтобы у них отрастали новые волосы, не познавшие язычества. Известно, что однажды женщина поставила его в безвыходное положение, она сказала ему: «Ты повелеваешь женщинам брить головы налысо, а ведь волосы – украшение женщины. Тогда тебе следует велеть мужчинам брить бороды, которые также являются их украшением». И Мухаммад бин Абдулваххаб не смог ответить ей . Муфтий Зубейд ас-сеид Абдрахман аль-Ахдад гово-рил: «Нет необходимости писать опровержения о секте ваххабитов, достаточно хадиса Пророка (саллялЛаху алейхи ва саллям): «Их отличием будет бритье головы», этот бидат практикуется только в их секте» . Итак, мы выяснили, что в хадисах речь идет именно о религиозной ереси, а не о политическом противостоянии между Али и его противниками. Именно поэтому, мои дорогие братья, я взялся за написание этой книги. В ней я подробно останавливаюсь на отличительных качествах ваххабитов и привожу доводы о том, что упомянутые хадисы больше всего подходят к ним. Кроме этого, в этой книге я привожу множество достоверных доводов и исторических фактов. И, воистину, все наставление только от Аллаха.
Мурад
cool.muhamedzhan@mail.ru
2.133.212.138
Отправлено: 26.06.2012 в 16:16
В любом светском государстве религия отделена от государства. Это аксиома. Как оказалось, это определение не подходит к Кыргызстану, который западные политологи почему-то считают «островком демократии в Центральной Азии».
В последнее время в Кыргызстане активизировали свою деятельность резиденты различных религиозно-экстремистских течений, таких как «Хизб-ут Тахрир», «Таблиги джамаат», христианских сектантских организаций. Свою лепту в одурманивание кыргызского народа вносят и миссионеры различных турецких радикальных религиозных течений. Все это делается с молчаливого согласия представителей официальной власти. Мало того, депутаты Жокоргу Кенеша сами являются сторонниками различных религиозно-экстремистких течений и стараются протащить через парламент законы, разрешающие регистрацию в стране «Хизб-ут Тахрир» и других экстремистки настроенных религиозных течений. Открываются кыргызско-турецкие лицеи, где молодежь Кыргызстана углубленно изучает учения Саида Нурси и познает основы религиозного радикализма. На теологических факультетах ведется неприкрытая пропаганда пантюркизма, спонсоры из-за бугра выделяют огромные средства на строительство культовых учреждений и реставрацию мечетей. Это все дается неспроста. Конечной целью является внедрение чуждых кыргызскому народу экстремистских идей.
Особенно ярко проявляют себя лидеры и миссионеры религиозно- экстремистских течений на Юге Кыргызстана, где народ имеет особенную приверженность к религии. Нынешние миссионеры вовлекают в свои ряды новых учеников, которые впоследствии продолжают дело учителей.
Неожиданным сюрпризом для народа Кыргызстана стало участие президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в пятничной молитве в одной из мечетей города Ош, во время его рабочей поездки в Ошскую область.
Трудно понять с какой целью президент принял участие в этой акции. Для того чтобы быть ближе к народу и стать частицей электората или для того, чтобы показать, что он истинный мусульманин или для других целей, которые нам неизвестны. Факт остается фактом. Если президент совершает молебны, то значит Кыргызстан страна, где у власти стоят религиозные деятели, со всеми вытекающими последствиями (суд шариата, обязательное ношение хиджаба для женщин, мужчины обязаны носить бороды, и весь народ должен пять раз в день молиться)?
Это обстоятельство вызвало большую радость среди лидеров религиозно–экстремистских течений, которые ясно понимают, что прибирая к рукам властные структуры, они становятся хозяевами страны.
Так быть или не быть Кыргызстану светским, демократическим государством или в скором времени здесь грядут большие перемены, когда экстремисты будут помыкать президентом А.Атамбаевым.
Сегодня этот вопрос задают себе многие жители Кыргызстана. Может быть, на него лично ответит всенародно избранный президент Алмазбек Атамбаев?
Толон Камчыбеков
Прошедший 2011 год для Казахстана ознаменовался серией громких взрывов и террористических актов. Причем, взрывная, в прямом и переносном смысле, волна охватила практически все регионы страны.
Как долго Казахстан шел к такой ситуации?
Нужно искать корень зла, а не срезать ветки – корень останется, вырастит еще ствол. Руководство Казахстана, стараясь показать себя демократом, видно, перестарался. Развивающие в хорошей почве всякие экстремистские течения сегодня дают свои плоды – вот оттуда все эти боевики, которые по приказу своих идейных вдохновителей не то что продадут родину, а расстреляют даже свою мать. Пример тому – взрыв в здании регионального Комитета национальной безопасности. Тогда 24-летний Бауржан Макатов пытался прорваться внутрь здания, но дорогу ему в холле преградил сотрудник комитета. После чего и прогремел взрыв. Смертник погиб на месте, ранив двух человек. По словам свидетелей, Бауржан кричал отойти всем, мне нужны «менты». Его просто запрограммировали как ходячую бомбу, скорее всего.
Ровно через неделю, новый взрыв, уже в Астане. На сей раз у следственного изолятора все того же Комитета нацбезопасности. На пустыре у входа в СИЗО взорвана автомашина, двое мужчин погибли на месте.
При том, что правоохранительные органы все не хотят снимать розовые очки – ведь что произошло не более чем случайность.
Но террористические акты на этом не завершились. В поселке Кенкияк Актюбинской области задержали группировку, которая под ширмой религии занималась разбойными нападениями. Печальный итог кровавой разборки – 13 убитых: четверо полицейских и девять членов террористов. Представители власти просят не связывать дело «шубашинцев» с религиозным экстремизмом, предпринимая при этом прямо опровергающие собственные доводы меры. Снимают поселкового имама, тотальным проверкам подвергают мечети и их прихожан.
А никто даже не пытается анализировать ситуацию – можно было пресечь деятельности террористических групп, которые только занимаются тем, как разжигают национальную и религиозную рознь, готовят из молодых людей зомби, которые не признают даже своих родителей.
И опоздали с профилактикой самой кровавой бойни в истории независимого Казахстана – в Жанаозене. Сначала СМИ сообщили, что это не забастовка рабочих, а действовали горстка хулиганов, потом Елбасы объявил, что за трагедией стоят «враги извне», якобы это попытка из-за рубежа реализовать в республике сценарий «цветных революций» и «арабской весны».
Между тем ситуация в Казахстане волнуют и соседей, вот премьер-министр Кыргыстана Омурбек Бабанов всерьез озабочен, что всплески волнений попадут и в его страну.
Победить терроризм и уничтожить радикальный фундаментализм нынешний Казахстан не в силах. Вместо того чтобы усилить репрессии сегодня нужно бороться «просвещением против зла» – реформировать общеобразовательные учреждения, обеспечить населения работой, улучшить условия жизни людей.
Марат Бахытов
Все большую популярность среди населения Таджикистана приобретает партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Численность партии перевалила за 42 тысячи человек. Ежемесячно ряды новобранцев ПИВТ пополняют до 150 человек. Стоит также отметить, что популярность партии растет на фоне того, что в последнее время политические партии оппозиционного толка подвергались проверкам со стороны прокуратуры и налоговых органов. Особый интерес у контролирующих органов вызвала ПИВТ.
О том, что власти начали охоту на «ведьм» подтверждается, попавшими в прессу документами с закрытого заседания правительства, на котором президент Э.Рахмон дал распоряжение нейтрализовать ПИВТ. Как сообщает ВВС, их подлинность власти не опровергли, но и не подтвердили. Чем же объясняется рост популярности оппозиционных сил и в первую очередь исламистов. По мнению большинства местных политологов, сила таджикской оппозиции состоит не в идеологии и пропаганде, а в ухудшающемся социально-экономическом положении населения и вытекающем отсюда росте общественного недовольства. «Самое опасное сегодня для властей – кризис доверия, ибо в последнее время все трудности в народе объясняются коррупцией. Между тем кризис доверия к власти всегда сопровождается ростом социальной базы оппозиции, и часто идеология здесь не имеет никакого значения, так как голосуют в этом случае просто за альтернативу», – отмечает эксперт П.Муллоджанов.
С ним трудно не согласится. Лепешки и чай – то немногое, что сегодня могут предложить гостям в таджикском селе. Уровень жизни населения продолжает неуклонно падать. По данным МВФ, 63 процента граждан Таджикистана живут за чертой бедности, располагая доходом менее чем 2 долл. в день. При этом цены на товары народного потребления и электричество стремительно растут. Увеличилось количество безработных, половина трудоспособного населения выехала в поисках заработка за рубеж и вряд ли собирается возвращаться – в прошлом году трудовые мигранты перевели в Таджикистан более 3 млрд. долл. Но эти поступления ситуацию не спасают. Недавно Всемирный банк и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) опубликовали шокирующий отчет, из которого следует, что ежегодно в Таджикистане от недоедания умирают более 7,5 тыс. детей младше пяти лет. Такое положение не способствует повышению авторитета власти.
Зато оно стало благоприятной средой для исламизации таджикского общества. Эксперты и политологи порой выражаются замысловато, мол, ПИВТ в настоящее время является буфером между властью и населением. Реальная действительность куда более откровенна. Сейчас в Таджикистане бедствующее населения, а это примерно около 70 процентов таджикистанцев для решения различных социальных и иных проблем все чаще идут к муллам. Например, при решении проблем со здоровьем, люди, ограниченные в финансовых средствах, идут к мулле. Это связано с тем, что система здравоохранения в Таджикистане де-факто платная, подавляющему большинству населения она не по карману. В таджикском обществе сегодня все больше распространения получает заключение мусульманского брака (никах). На основе этого также развивается запрещенное законом многоженство.
При этом увеличивается количество посещающих пятничные молитвы. Как отмечают эксперты, не исключено, что в скором времени потребуется сделать этот день, то есть пятницу, официально как в других исламских государствах выходным днем. Население для обсуждения общественных, социально-политических тем идет в мечеть. Именно в мечети обсуждаются все темы, которые имеют какое-то значение для различных социальных групп: начиная от межличностных отношений и заканчивая глобальными темами международной политики и экономики. Сегодня в Таджикистане именно муллы дают ответ на все социально-значимые вопросы своих посетителей, и именно в мечетях формируется общественное мнение населения.
Вот, например, типичные высказывания мулл по поводу бедности в таджикском обществе: «Почему большинство таджиков живет в бедности, и почему у них столько жизненных трудностей, да потому, что Аллах отвернулся от них, они (таджики) позабыли Аллаха, и поэтому бедность, другие проблемы – это наказание за их безбожие. Вы просите, чтобы Аллах помог Вам. А что вы сделали для Аллаха, как вы проявили вашу любовь к нему, и как вы доказали, что вы заслуживаете его любви? Начните молиться, покажите и докажите свою любовь Аллаху. Полюбите его, и тогда он полюбит Вас. Станьте истинными мусульманами, тогда Аллах поможет Вам, и тогда он Вас не оставит».
Так что пока светская власть не даст обществу ясные, а главное правдивые ответы на простые вопросы типа, почему молодежь в основном безработная и почему у нее нет никаких перспектив для самореализации, почему большинство население живет бедно, почему в стране повальная коррупция, процесс исламизации будет только набирать силу.
Сергей Захаров